Новое поколение в воздухе

Самолет Bombardier CS300
Электро-дистанционное управление сильно облегчает пилотирование самолетом CS300 :: Bombardier

Bombardier CSeries — бунтарь, вставший у истоков нового класса пассажирских реактивных самолетов. Из-за размеров, дальности полета и эксплуатационных затрат он не вписывается в традиционную классификацию: его не получается отнести к региональным самолетам, но и среднемагистральным можно назвать только с оговорками.

CSeries сильно отличается не только от успешного семейства региональных самолетов Bombardier CRJ, но и от проекта BRJ-X (Bombardier Regional Jet eXpansion. — Прим. ATO) вместимостью 100–115 кресел с дальностью полета 2780–4400 км. Работа над BRJ-X была остановлена в 2000 г., когда компания Bombardier столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны семейства Embraer E-Jet, а также самолетов Boeing 717 и Airbus A318. Тогда канадский производитель предпочел отступить и собраться с силами.

После четырехлетней паузы в Bombardier решили, что настало время для решительных действий. Компания с чистого листа создала новый самолет CSeries, способный перевозить 110–150 пасс. на расстояние до 6100 км на скорости 0,78М. Его запуск в эксплуатацию был запланирован на 2010 г., но из-за многочисленных проблем поставки CS100 начались только в середине 2016 г., а CS300 — в декабре 2016 г.

Сегодня конкурентная среда отличается от той, что была в 2010 г.: в 2018 г. на рынке появятся региональные самолеты семейства Embraer E-Jet E2 с улучшенной эффективностью. По заявлениям Embraer, машины E190-E2 будут летать на расстояние до 5200 км и брать на борт до 97 пасс. Дальность лайнеров CS100 вместимостью 108–127 составляет 5700 км; в будущем их пассажировместимость могут увеличить до 135 кресел, говорят в Bombardier.

Версия CS300 в свою очередь напрямую конкурирует с магистральными лайнерами Airbus и Boeing, которые в ответ на появление CSeries провели ремоторизацию семейств A320 и Boeing 737. Эксплуатация A320neo началась в 2016 г., Boeing 737MAX появится на рынке в 2017 г. Лидерство Bombardier сошло на нет; будет ли ее новый самолет конкурентным? Значительные заказы, поступившие в 2016 г. от Air Canada и Delta Air Lines, позволяют сказать да, будет.

По сравнению с CS100 фюзеляж CS300 удлинен на 3,7 м. По составу компонентов оба самолета унифицированы на 97%. Благодаря увеличенным размерам CS300 вмещает 145 пасс. По завершении дополнительной процедуры сертификации его вместимость может быть увеличена до 160 кресел. Дальность полета CS300 на скорости 0,78М составляет 6100 км, что позволяет ему соединить такие пары городов, как Портленд (шт. Орегон) — Шарлотт (шт. Северная Каролина), Шэннон (Ирландия) — Торонто (Канада) и Анкоридж (шт. Аляска) — Кабо-сан-Лукас (Мексика).

Самолеты CSeries оснащаются четырьмя вариантами редукторного турбовентилятор­ного двигателя Pratt & Whitney PW1500G

Самолеты CSeries оснащаются четырьмя вариантами редукторного турбовентилятор­ного двигателя Pratt & Whitney PW1500G

Фото: Bombardier

Полет на CSeries. Отчет нашего пилота 

Салон CSeries более узкий по сравнению с узкофюзеляжными самолетами Airbus и Boeing. Впрочем, конфигурация с пятью рядами позволяет разместить в CSeries более широкие кресла, чем у многих конкурентов. Большинство кресел экономкласса на CS300 имеют в ширину 18,5 дюйма (47 см); ширина кресел среднего ряда составляет 19 дюймов (48,3 см), что делает их более сносными. Ширина прохода равняется 20 дюймам (51 см). Размер иллюминаторов — 28,0 х 40,6 см, самый большой в сегменте узкофюзеляжных самолетов. Внушительными размерами обладают и багажные полки: ряд справа способен вместить большие 25-дюймовые (63,5 см) сумки на колесиках, левый ряд — стандартные 22-дюймовые (55,9 см) сумки. Уровень шума в салоне, судя по моим наблюдениям, один из самых низких.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

Google предполагает, что вам это будет интересно

Больше аналитики читайте в журнале
"Авиатранспортное обозрение"
№178 апрель 2017

Календарь ATO Events

Сентябрь 2017 г., г. Набережные Челны
Сентябрь 2017 г., г. Москва
24-25 октября 2017 г., г. Москва
20—21 ноября 2017 г., г. Москва
Профессионалы отрасли используют
Ежегодник АТО - 2016
Тенденции, цифры, факты
Приглашаем зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем, что позволит вам:
  • получить доступ ко всем материалам в полном объеме
  • проводить поиск по всему архиву материалов (с 2003 года)
  • осуществлять расширенный поиск с указанием желаемых тегов, авторов, событий и т. п.
2017 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.